Образование |
В этом списке были стихотворения не только «политически безопасных» авторов вроде Крылова, Жуковского и Кольцова, но и Лермонтова с Пушкиным. Учителя должны были в первую очередь воспитывать в детях вовсе не любовь к прекрасному, а чувство патриотизма и верности державе. Ученику полагалось просто выучить на пямять огромное количество стихов, а в конце года быть в состоянии прочитать их наизусть на экзамене. Таков был порядок. Чтобы сдать экзамен по русской литературе по окончании четвертого класса гимназии, Владимир Ульянов и его одноклассники должны были знать наизусть свыше ста стихотворений, в том числе сорок пять басен Крылова и тридцать одно стихотворение Пушкина. Стоит ли удивляться, что лишь половина из Володиных одноклассников смогла успешно сдать экзамены и перейти в пятый класс? Одним из таких счастливчиков был Владимир.
Правительство всячески ограничивало изучение литературы, чтобы не допустить даже малейшей возможности проникновения в умы учащихся революционных идей. В гимназиях изучали немецкий и французский языки, но ни в одной из них не проходили произведений Вольтера, Руссо или Гёте. Директор Симбирской классической гимназии Федор Керенский (по необъяснимой иронии истории, отец Александра Керенского, впоследствии ставшего главой Временного правительства, свергнутого в 1917 году большевиками во главе с Лениным) даже запретил гимназистам без его личного разрешения посещать Карамзин скую публичную библиотеку, чтобы те, не дай Бог, не прочитали чтонибудь не то. Керенский всего лишь следовал правительственным рекомендациям. Чтобы изолировать гимназистов от современной им жизни, до минимума сокращалось количество часов, отводимых на изучение физики, химии и биологии. Из библиотек изымали труды всемирно известного химика Менделеева. Гимназисты были обязаны регулярно посещать церковные службы. Дисциплину поддерживали жесткими методами. Как и повсюду в России, в гимназии Керенского учеников наказывали поркой, помещали в карцер, оставляли после уроков, изводили бесконечными нотациями и нравоучениями. В школах и гимназиях царской России ученики должны были доносить преподавателям на своих одноклассников — нарушителей дисциплины.
Палочная дисциплина, чрезмерная нагрузка, оторванность от реальной жизни... Мало кому могла понравиться такая учеба. Володю Ульянова не приходилось наказывать, но трудно поверить, чтобы затхлая гимназическая атмосфера не оставила негативного следа в его сознании.
Смотрите также: Семейство Ульяновых и семейство БланкБрак Ильи и Марии Воспитание детей в семье Ульяновых Раннее детство Володи Влияние политической ситуации в стране на формирование характера. |