Часть первая. Каким должно быть новое правительство. |
К новому пониманию марксизма он пришел после интенсивного изучения философской литературы. Ленин прочел соответствующие труды основоположников марксизма (в первую очередь «Тезисы о Фейербахе» Маркса), изучил работы Гегеля, оказавшего немалое влияние на формирование идеологии Маркса и Энгельса (особенно тщательно — гегелевскую «История философии»), а также Фейербаха.
На этих авторах Ленин не остановился. Его привлекло творчество Аристотеля. Впервые после окончания гимназии он возвращается к изучению наследия классиков античности. Гегель, значительно повлиявший на философию Маркса, всегда открыто указывал на Аристотеля как на одного из своих предшественников по многим фундаментальным гносеологическим и онтологическим аспектам. Этих утверждений Ленину было достаточно для того, чтобы пристальнее присмотреться к Аристотелю. Знакомство с ним пришлось начинать с нуля: в Симбирской классической гимназии Аристотеля не изучали. Если бы Ленин мог знать и о других корнях философии Маркса (что в начале столетия было невозможным), он наверняка обратился бы к творчеству философовдосократиков. Об одном из них, Гераклите , Маркс написал блестящую диссертацию. Но и у Аристотеля Ленин обнаружил множество интересных идей.
Надо сказать, что читать этих авторов непросто. Тяжелый язык! гегелевской «Истории философии» требовал определенных усилий, а с «Метафизикой» Аристотеля дела пошли совсем туго, такі как после окончания гимназии Ленин не занимался древнегреческим и изрядно подзабыл его. Пришлось пользоваться текстомі с параллельным немецким переводом. Ленин научился очень! быстро понимать любой текст еще в школе. Он неплохо говорил! на немецком и французском (хуже — на английском), но читал! на этих языках намного быстрее. Немногие могли сравниться с ним в способности находить нужные книги и быстро извлекать! из них необходимую информацию.
В творчестве классиков Ленин искал дополнительные доказательства истинности марксистской теории — но не только. Невполне отдавая себе в том отчет, он искал в произведениях клас а сиков обоснования для своей собственной теории. Ленин получил европейское воспитание и образование, его родители и учителя искренне верили в силу науки, просвещения и прогресса.!
Смотрите также: Взгляды В.И. Ленина на товарно-денежные отношенияПоследние дни "Искры" в Мюнхене Все шло к революции. Часть вторая. Дальнейшая деятельность "Искры" Часть третья. Путь в революцию |