Государство есть машина в руках господствующего класса |
Большевизм, следовательно, можно характеризовать как философское и политическое учение, которое обосновывало выше революционное право, некое суперправо пролетариата на коренные преобразования мира. Само же право отождествлялось с понятием правосознания, субъективным представлениям людей, групп о реальном и желаемое право. Но фактически оно означает нечто гораздо большее, чем просто «сознание», представляет собой нечто на манер революционного естественного права, поскольку, по представлениям коммунистов-ортодоксов, оно, такое выше революционное право, предшествует закону, иным юридическим формальностям - непосредственно позволяет то, чего не допускает ни одна из систем позитивного права и никакая сознание, содержит категорию «право» в строго юридическом его значении.
Революционное право характеризовалось не только как революционное правосознание, а порой и как революционная целесообразность, то есть «право» в значении неконтролируемой непосредственного действия, прямого насилия, возможности отступления же юридических учреждений, мотивируя это революционным правосознанием.
Идеологи большевизма оказывали непосредственного юридического значения и действия всем партийным решением. Вот почему все основные акции во всех сферах жизни советского общества после захвата власти коммунистами строились согласно партийными решениями, с прямыми указаниями партийных инстанций, а во многих случаях - в виде «общих» документов центральных учреждений партии и государства.
Когда Ленин определял диктатуру пролетариата как власть, не ограниченную никакими законами, он этим идеологически обосновал право определенной прослойки людей (пролетариата) на практические действия, а с левых позиций - «социальный мандат» на революционное преобразование. Все то, что согласно большевистских взглядов лежит в основе кардинальных революционных действий пролетариата - не что иное, как право. Право в том широком смысле, которое выражает обоснованность, оправданность соответствующих действий революционных сил, наличие у них достаточных оснований.
Но кровавые ужасы братоубийственной гражданской войны в России, репрессий и голодоморов, а затем советского тоталитаризма 20-50-х годов, вырос на насильственно введенных социалистических представлениях, привели во второй половине XX в. к потере социалистических иллюзий и верований, к краху философских основ коммунистической идеологии, а в начале 90-х годов - до распада Советского Союза вообще.