Влияние войны с Германией |
На привалах, как вспоминает Надежда, каждый уходил в любимое занятие — Ленин работал над текстами предстоявших выступлений, Надежда изучала итальянский язык, Инесса трудилась над взятым из дому шитьем или читала труды по феминизму (ее очень волновала проблема эмансипации женщин).
В январе 1915 года, находясь в горном поселке, Инесса послала Ленину составленный ею план будущей брошюры по женскому вопросу. Реакцию Ленина вызвал лишь один из пунктов этого плана, а именно требование «свободы любви» для женщин. Это требование, заявил Ленин, «не пролетарское, а буржуазное». Ленин призывает Инессу обратить внимание на «объективную логику классовых отношений в делах любви» и завершает письмо на своем невозможном английском: «Friendly shake hands!» (дружески жму руку).
Замечание Ленина вызвало резкий «обмен любезностями». Инесса почувствовала, что в критических словах Ленина кроется неприемлемое отношение к идее дать женщинам «картбланш» на внебрачную связь когда угодно и с кем угодно. В ответ Инесса уверяет, что ничего подобного ей не приходило в голову, а Ленин отождествляет «свободу любви» и «свободу адюльтера». Ленин резко возражает: «Выходит, что я „отождествляю", а Вы меня разносить и разбирать собрались?». В первом письме о проекте брошюры Ленин допустил бестактность, и вот теперь Инесса берет реванш. Без сомнения, в ней еще живо желание отомстить за разрыв отношений в середине 1912 года.
Письмо Инессы задело Ленина за живое. «Даже мимолетная страсть, — писала Инесса, — ...поэтичнее и чище, чем ...поцелуи без любви» супругов. Ленин едко отвечает:
«Поцелуи без любви у пошлых супругов грязны. Согласен. Им надо противопоставить... что? Казалось бы: поцелуи с любовью? А вы противопоставляете мимолетную (почему мимолетную?) „страсть" (почему не любовь?) — выходит по логике, будто поцелуи без любви (мимолетные) противопоставляются поцелуям без любви (супружеским)... Странно»17.
Это и было бы странным — если бы Инесса действительно писала о «свободе любви» в узком, ограниченном Лениным в рамках данной дискуссии смысле. Ленин защищал себя — не только свою систему социальных принципов, но и свою верность супруге, ясно давая понять, что в его собственном браке нет ничего «пошлого» .